Много раз мы рассматривали всяческую акустику, от стерео до новейших 7.1-канальных систем, однако часто возникают вопросы о правильной настройке и расположении компонентов системы. Поскольку постоянно появляются новые технологии, сменяющие предыдущие решения, мы решили обратить внимание на недавно начавшие свое распространение восьмиканальные устройства. Данный вариант больше всего подходит для приятного просмотра фильмов, поддерживающих нужное количество звуковых дорожек, поэтому мы рассмотрим, как обустроить бюджетный домашний кинотеатр на базе обычного ПК. Также не стоит сбрасывать со счетов современные игровые приложения, которые уже в полной мере используют возможности восьмиканального аудио и для которых как нельзя лучше подходят подобные системы с улучшенным позиционированием источника звука в пространстве.
Что будем делать?
Давай определимся – сегодня мы будем рассказывать о настройке и подключении 7.1-канальных акустических систем (однако с некоторыми изменениями предложенные схемы подойдут и для 5.1 и для 6.1). Попытаемся описать идеальный случай, при котором звучание будет кристально чистым и насыщенным, делая некоторые лирические отступления в жизненную реальность (ведь не у всех есть возможность приобрести нужные компоненты в силу их дороговизны). Итак, давай разберемся, что же для этого потребуется и как все правильно между собой соединить.
Оборудование
Соответственно, нам понадобятся два основных компонента – это звуковоспроизводящая 7.1 система (собственно, колонки) и звукогенерирующее устройство (допустим, аудиокарта с поддержкой 7.1 каналов или же подходящий DVD-проигрыватель). Что касается систем 5.1, то здесь проблем возникнуть не должно – скорее всего, для объединения двух вышеозначенных компонентов у акустики имеется три разъема типа стерео MiniJack 3.5 мм или же шесть коннекторов RCA, и все они без проблем соединяются соответствующим типом кабелей. Сложности появляются при использовании семи- или восьмиканальной аудиокарты, где различные производители по-разному реализуют интерфейсные разъемы: у одних это могут быть те же самые места под стереоджеки, у других же специальные многоконтактные гнезда, из-за этого чаще всего и возникают проблемы при соединении. Поэтому до покупки и сборки воедино своей системы следует озаботиться проблемой совместимости, чтобы потом не мучаться и не изобретать всевозможные способы решения этой проблемы.
Помещение
Характеристики помещения играют очень важную роль при построении аудиосистемы. Хорошо, если есть отдельная комната для обустройства ее под эти цели, однако далеко не каждый современный пользователь имеет такую возможность, но в любом случае стоит придерживаться определенных рекомендаций. Для начала стоит озаботиться самыми простыми и, казалось бы, незначительными вещами: убрать все дребезжащие предметы (например, хрустальную посуду из шкафов), и лучше всего вообще максимально освободить комнату от мебели, хотя бы той, у которой имеются стеклянные дверцы. Мягкая мебель и ковры, кстати, хорошо поглощают звук.
Устанавливать колонки акустической системы лучше всего согласно определенным схемам, которые мы рассмотрим чуть ниже, а не там, где есть свободное место, поскольку в противном случае качественного и сколько-нибудь правильного позиционирования звука, отражающего события на экране, не получится. Также нужно учитывать, что низкочастотный динамик должен находиться на твердой поверхности, то есть мягкие ковры исключены, по крайней мере, вокруг него, причем некоторые модели сабвуферов построены так, что используется отражение звукового сигнала от пола (тем самым немного повышается мощность). Лучше всего на пол постелить очень плотный ковер, а на место установки сабвуфера положить какую-нибудь твердую плиту. Немаловажным фактором является и высота, на которой располагаются компоненты аудиосистемы, так, если сателлиты должны располагаться на высоте головы слушателей, то сабвуфер предназначен для работы внизу (от пола).
Схемы расстановки
Существует несколько способов расположения сателлитов, причем каждый из них предназначен для помещения определенного объема и для различного количества слушателей.
В горизонтальной плоскости сателлиты следует располагать согласно схеме, представленной на рисунке 1, причем отходить от предложенных параметров желательно не более чем на 5%. Как видно из схемы, намечается некая воображаемая окружность с головой слушателя в качестве центра, на которой и должны располагаться все динамики, причем расстояние между фронтальными колонками примерно равняется радиусу нашего круга. Высота, на которой закрепляются передние сателлиты, определяется положением пользователя во время прослушивания (то есть, скорее всего, в сидячем положении). Задние же колонки должны находиться чуть выше головы на 1-1.5 метра (в зависимости от размеров комнаты), как показано на рисунке 2. Если же размеры помещения достаточно большие (от 25 кв. м.), и планируется совместный отдых более трех персон, то стоит немного изменить расположение колонок (рисунок 3), поскольку при такой расстановке звучание будет наиболее комфортным для всех слушателей. Причем стоит задуматься и о дополнительных боковых сателлитах (рисунок 4), поскольку тогда каждая пара из них будет предназначена для своего ряда слушателей.
Особое внимание стоит обратить на поиск правильного места для сабвуфера, поскольку это занятие довольно сложное и кропотливое. Хорошо зарекомендовал себя такой способ: включается музыкальная композиция с четким продолжительным басом, а потом низкочастотная колонка перемещается по комнате, и определяется место наиболее звучного и сочного воспроизведения.
Другие схемы расстановки
К сожалению, не всегда имеется большая комната для обустройства идеального звучания, поэтому приходится выходить из положения, располагая колонки альтернативным способом. Однако в этом случае гарантировать качественное звучание и корректное отражение происходящего на экране невозможно. На схеме 5 видно, как можно решить проблему малых размеров помещения, устанавливая диван вплотную к стене, но следует помнить, что в этом случае количество зрителей будет ограничено. Если с боков добавить кресел, то слушателей, сидящих на дополнительных местах, будут оглушать тыловые колонки, а занявшим «правильные» места будет не хватать звука сзади. Можно попробовать организовать и диагональную схему местоположения колонок, но тогда область звукового охвата окажется еще меньшей (схема 6), да и использование семиканального варианта вовсе не оправдано.
Подключение колонок
Для соединения компонентов системы с усилительным блоком, который чаще всего находится в сабвуфере (рекомендуется вариация с раздельным подключением), могут потребоваться провода значительной длины, чтобы они не мешались под ногами, и их можно было скрыть от посторонних глаз. В таком случае дополнительно придется приобрести кабель коммутации сателлитов. Здесь опять же имеются некоторые особенности, о которых речь пойдет чуть ниже. Это необходимо, чтобы максимально снизить потери мощности при доставке сигнала к колонкам, иначе потенциал системы будет раскрыт далеко не на 100%. Прокладывая проводку, желательно избегать сетевых (220 вольт) проводов в радиусе хотя бы 10 сантиметров вокруг кабеля.
Подключение звуковой карты
В компьютере достаточно много всяких высокочастотных устройств (например, тот же процессор или видеокарта), которые постоянно излучают нежелательные в нашем случае электромагнитные волны, способные негативно повлиять на звучание еще на стадии обработки аудиоинформации. Исходя из этого, нужно постараться максимально удалить звуковую карту от наиболее сильно излучающих устройств, таких как модем и видеокарта, насколько это возможно. Чаще всего оптимальным местом установки является самый нижний (для tower-корпусов) PCI-слот материнской платы. Современные звуковые карты весьма сильно нагружаются при использовании всех возможностей по максимуму (допустим, 192 бит/с на 44 кГц), поэтому греются, особенно с повышением частоты дискретизации. И если у процессора перегрев проявляется в виде ошибок в вычислениях, у видеокарты – в артефактах в изображении, то для звука – это неправильное воспроизведение или запись (из-за этого может «недозвучать» верх или «недобухать» бас). Думаем, ясно, что качественной дорогой звуковой карте наравне с другими обитателями корпуса требуется качественное охлаждение (в некоторых случаях можно даже установить радиатор на чип).
Подключение к источнику звука
Здесь также имеются свои подводные камни. Как правило, домашние акустические системы в комплекте имеют короткие соединительные провода, что может негативно повлиять на место расположения сабвуфера, к которому чаще всего происходит подключение, и который, как мы уже говорили, должен располагаться в месте наилучшего звучания баса. Поэтому можно либо попытаться найти оптимальное взаимное расположение источника звука и сабвуфера, либо установить более длинные кабели. Учитывать стоит и тот факт, что неусиленный сигнал (идущий, например, со звуковой карты) гораздо сильнее подвержен влияниям окружающей среды, а особенно электромагнитным полям, присутствующим вокруг любых питающих розеток. Избавиться от некоторых помех поможет заземление, но не на трубу отопления (к которой сосед Вася мог подключить пилораму), а через электрический щиток.
Соединительные кабели
Для соединения колонок с сабвуфером (или центром коммутации) следует искать достаточно толстый провод (с сечением жилы от 2 миллиметров), причем сделанный из низкоомного материала (например, меди), поскольку такой вариант практически исключает потери сигнала. Стоит помнить и о том, что важна общая площадь сечения кабеля, поэтому вполне подойдут и плоские разновидности кабелей, которые также достаточно распространены и более удобны в прокладке, но дороже по цене. Существует и уж совсем экзотический подвид – лента, которая имеет весьма малую толщину (не более 1 мм). Естественно, имеет смысл использовать только многожильный вариант, так как он более гибкий и не боится изломов на крутых поворотах (хотя при некоторой аккуратности подойдет и «монокабель»). При больших размерах комнаты соответственно нужно увеличить и диаметр соединительного провода, ведь чем он длиннее, тем выше сопротивление и, следовательно, падение мощности сигнала, причем одинаковое звучание у симметричных сателлитов будет лишь в случае равной длины кабеля.
При подключении к источнику звука (усилительному блоку) при помощи металлического проводника нужно позаботиться об устранении разнообразных наводок и шумов, что достигается использованием экранированных проводов. Однако, как известно, бывают два типа передачи сигнала: аналоговый и цифровой – соответственно, для них применяются разные проводники. С аналоговым способом все относительно просто: чтобы воспроизвести стереосигнал (как правило, передается именно такой, например, на два передних сателлита одновременно), используется двойной провод 2хRCA на 2хRCA (обозначается по разъемам), где конструкция каждого из них представляет собой коаксиальную структуру (центральный сигнальный проводник защищен оплеткой-экраном, которая состоит из множества тоненьких проводков).
Цифровые же кабели делятся еще на два подвида: токовые (коаксиальные) и оптические (оптоволоконные) – соответственно, в первом случае звук передается электрическими импульсами, а во втором – световыми. Конструкция цифрового электрического кабеля мало отличается от аналогового, за тем лишь исключением, что проводник должен обладать волновым сопротивлением 75 Ом, и используется всего лишь одна жила для кодирования всего звукового спектра.
По оптоволокну звуковая информация передается уже в виде света, и в этом случае также требуется только один проводник, состоящий из специального полимера и защитной оболочки. Сигнал, передаваемый по такому виду кабелей, не подвержен всяческим электромагнитным изменениям окружающей среды, однако сам оптокабель более всего «боится» физических нагрузок.
Программная настройка
Зачастую случается так, что пользователь, не произведя корректную настройку в ОС или драйвере, прилагающемся к аппаратной части, жалуется на отсутствие звука в каких-либо колонках (часто, боковых или задних). Чтобы задействовать все каналы (используя стандартные возможности ОС), через «Панель управления» следует выбрать «Звук и Аудиоустройства» и в фрейме «Настройка динамиков» указать «Дополнительно». Во вновь открывшемся окне (там, где находится список «Расположение Динамиков») выбирается конфигурация «Динамики домашнего кинотеатра 7.1», а уже после этого можно включать опции многоканальных дорожек в различных видеоплеерах и играх. Также, чтобы определиться с правильностью расстановки сателлитов, можно использовать фирменную утилиту производителя звуковой карты (в точности описывать настройки не имеет смысла, поскольку даже в разных версиях одной программы они находятся в разных местах), где надо найти вкладку «Speaker Test». В общем случае есть возможность направить тестовый сигнал на каждый канал по отдельности и таким образом выяснить, правильно ли расположен данный сателит. Чтобы добавить реалистичности событиям на экране, иногда делают некоторую задержку задним каналам, что также доступно лишь через фирменные утилиты. Различные аудиоэффекты (например, звучание как «в церви» или «концертный зал») могут еще больше усилить впечатления от музыкальных композиций, саундтреков фильмов или звукового сопровождения игр. Эта возможность реализуется, как правило, через надстройки над DirectX, созданные компанией Creative – EAX. Данная функция чаще всего располагается также в настройках драйвера.
Часто возникает и такая ситуация, когда музыка и саундтреки фильмов или игр звучат лишь через определенные каналы (плюс сабвуфер) даже при корректной настройке драйвера/ОС и выборе соответствующей опции в воспроизводящей звук программе. Избежать этой проблемы можно, только если поддерживается аппаратное (на усилителе системы) или программное (через драйвер) микширование на все каналы, в противном случае получить полную звуковую картину не удастся.
Итог
Если следовать шагам, описанным в нашей статье, то можно получить весьма неплохо настроенный звук, причем сделав все самостоятельно и затратив на это приемлемые деньги. Если же запросы зрителя достаточно большие и требуется качественное оформление «кинозала», стоит подумать о полной переделке комнаты, что будет включать в себя настил специального пола и обивку стен звуконепроницаемым материалом, а также расстановку по углам «глушителей», необходимых для избавления от гула сабвуфера.
Мы же попробовали описать вариант для «семейного» медиацентра, причем стоит добавить, что подобный тип акустики (7.1 каналов) очень здорово подходит для игр, где звуковое оформление будет еще информативнее, отражая положение «в пространстве» того или иного персонажа.